Статьи

Строительство деревянного дома глазами заказчика

Не то чтобы я раньше не понимал мотивы их поведения. Конечно, понимал. Но, находясь на противоположной стороне, исходил из собственных интересов. Впрочем, изначально не правильная постановка вопроса. Ведь Заказчик и Подрядчик вовсе не враги. В идеале, как минимум, партнеры в общем деле. В реале, как все знают, противоборствующие стороны. Одной, в лице Заказчика, хочется побыстрее, с максимальными гарантиями, с высшим уровнем исполнения и главное подешевле получить желаемую недвижимость. Другой, в лице Подрядчика, быстро и с минимальными потерями, получить деньги за свою работу.

И так, однажды, в силу производственной необходимости пришлось мне выступить инвестором небольших объектов. Поскольку, только своими силами обходиться не получалось, пришлось приглашать подрядчиков. В основном знакомых по строительному рынку. Но и не только, впрочем.

Шаг первый. Чего нам подрядчикам хочется на первом этапе переговоров с Заказчиком? Как можно быстрее завлечь его в наши сети, минимально привязав себя некими конкретными цифрами. Строительные сметы, как известны имеют склонность расти по мере исполнения. Заказчику, соответственно хочется как минимум застолбить некие границы. Некоторые из моих друзей делали сметы, некоторые не делали их вообще. В первом случае факт конечно ни разу не стал меньше плана, но хоть ориентиры были. Во втором случае, результаты были вопиющими. Просто ужасными. 

Шаг второй. Ударили по рукам — понеслось. Подрядчикам хочется максимальных авансов, постоянно. Желательно без промежуточной отчетности. Заказчикам, соответственно, минимально денег вперед и ясность, ясность, ясность.

Шаг третий исполнение. Тут я сполна испил чашу Заказчика. Усыпанный окурками и мусором строительный объект, опоздания по срокам, переброска бригад с объекта на объект. И косяки, косяки, косяки. Разборки с руководством.

Шаг четвертый. Итоги. Раздутые сметы, украденный материал, мы уже почти не друзья теперь. Денег ой как не хочется отдавать.

И это повсеместно. Нет, не всегда конечно. Но весьма часто. И меня, к сожалению тоже касается. 

И вроде бы корень зла ясен. Это наша нецивилизованность (однозначно обеих сторон), недисциплинированность, негибкость, неумение договариваться. Просто отсутствие культуры производства и соответствующих кадров. 

КТО ВИНОВАТ ВРОДЕ ПОНЯТНО? ТЕПЕРЬ ЧТО ДЕЛАТЬ. ПО ЭТАПАМ.

Шаг первый. Делать абсолютно прозрачные, понятные и главное максимально прозрачные сметы. И пусть лучше будет посчитано с правильными, в соответствии со справочниками запасами. Ибо ой как тяжело, отдавать больше чем рассчитывал. Письменно, подчеркиваю письменно предупреждать Заказчика, насколько возможно, о всех потенциальных нюансах технологий, возможном появлении доп.работ, усадках, утрясках и прочих делах. Никогда не вестись на нереальные сроки. Даже на словах не обещать побыстрее. Потому что Заказчик запомнит именно эти слова. И будете вы для него нехорошим человеком.

Шаг второй. Найти максимально устраивающую обе стороны схему финансирования. Не скрипя сердцем, а действительно устраивающую. Лучше разбить на десяток этапов, если Заказчик боится сразу отдавать большие деньги.

И говорить, объяснять, что , зачем и почему. Без назойливости конечно.

Шаг третий. Работать, очень плотно, со своими исполнителями. Следить за всем. Наказывать и награждать. Это, пожалуй, самая тяжелая часть. Но по другому никак. Всегда предупреждать Заказчика о возможных изменениях и не обманывать.

Шаг четвертый. Если на предыдущих этапах все сделано, то должно быть все хорошо. Сметы не растут, Заказчик доволен. Деньги отдал.