Десять лет назад я начал строить свой первый деревянный дом. Не думая о том, что будет впереди и какие перспективы у этого направления. Я просто получал удовольствие от того, что занимался любимым делом. Я и теперь получаю от этого удовольствие. Именно деревянные дома стали основой бизнеса и моей путевкой в мир предпринимательства и свободы.
Рынок за эти годы изменился. Он рос и весьма активно. Но вместе с ним росла и конкуренция среди производителей и строителей. В то же время он не стал массовым, по прежнему, оставаясь уделом истинных ценителей, а также тех кто видит в деревянном доме способ сэкономит на строительстве жилья. Не ошибусь, что общая доля этого рынка даже с каркасными домами не превысит и 10% в сфере малоэтажного строительства. В нашем регионе и того меньше.
В ЦЕЛОМ, РЫНОК ДЕРЕВЯННЫХ ДОМОВ ПО ПРЕЖНЕМУ ПРЕДСТАВЛЕН ТРЕМЯ ОСНОВНЫМИ СЕГМЕНТАМИ.
Дешевые дома из некачественных срубов «ручной» работы, брусовых естественной влажности. Среднего ценового сегмента, в котором преобладают оцилиндрованное бревно и рубленое бревно хорошего качества. И наконец дорогой сегмент, в котором правят бал клееный брус, эксклюзивные рубленые дома, фахверк. Каркасные дома присутствуют во всех трех категориях, особенно активно развиваясь в последние годы и, несомненно, имея большое будущее (о чем говорит опыт стран Европы и Северной Америки), благодаря разнообразию вариантов отделки и ценовых категорий.
Хорошим индикатором состояния рынка являются центральные выставки деревянного домостроения и рупор отрасли, журнал — «Деревянные дома». Примерно с середины 2000х заметно все большее развитие производства клееного бруса, характеристики которого позволяют избежать негативного влияния усадки домов из древесины естественной влажности, а также представляют больший простор для творчества архитекторов и дизайнеров. В архитектуре активно развивался стиль хай-тек, в отделке в последние годы наметилась тенденция отхода от традиционных «деревянных» цветов и стилей.
Это глобально во всероссийском масштабе. Что касается рынка деревянного домостроения Саратовской области здесь есть свои особенности. С начала нового постсоветского времени он был в зачаточном состоянии, без глубоких традиций, в значительной степени, в силу того, что регион не является лесным и традиций деревянного домостроения здесь не было в принципе (не считая севера области). За годы развития рынка пройден большой путь, но, по-прежнему, деревянные дома, даже вместе с каркасными занимают незначительную долю рынка.
С этим связано и своеобразное состояние конкуренции на нашем рынке. Главная черта — незначительное количество серьезных игроков и их не слишком большие объемы. К таковым, помимо нас, я бы отнес Ростерем-Севервуд, Вистастройсервис и Сарбрус. Практически каждый год появляются новые компании, пытающиеся закрепиться на рынке. Как правило, их жизнь — один сезон. Кто-то понимает, что рынок слишком мал, кто-то не хочет или не может тратить времени на раскрутку.
Существует большое количество шабашников — мастеров на все руки, источника превратного или даже искаженного понимания сути и правил деревянного домостроения. Именно благодаря этим людям складывается мнения о деревянных домах, как о некачественных и некомфортных для жизни. Конечно, это не относится поголовно ко всем мастерам.
Благодаря интернету все больше людей обращается напрямую к производителю. Мотива два: стремление сэкономить и отсутствие веры в способности местных строителей (либо погоня за брэндом и авторитетом). Главный минус этого подхода сложности обратной связи и возможности устранения недостатков или предъявления претензий.
Конечно, на рынке деревянных домов отражается и общее не самое лучшее состояние экономики нашего региона и соответственно доходов населения. Из крупных российских операторов в последние годы к нам зашли только производители дешевых домов Терем и Зодчий.
И вся эта армия ежегодно пилит не очень большой пирог спроса и заказов на деревянные дома в Саратовской области. Результат — количество серьезных заказов на год, общая сумма которых едва ли превысит 5-10. сказывается и высокая временная концентрация — сезонность, когда просто физически без потери качества не невозможно освоить все предлагаемые проекты. Мое мнение — построить мало мальски серьезный бизнес в нашем регионе занимаясь только строительством деревянных домов очень сложно (может быть, даже невозможно). Понимание этого факта заставило меня диверсифицировать бизнес, в том числе развивая направления, усиливающие конкурентоспособность в сфере деревянного домостроения (в частности торговлю стройматериалами).
2015 год — год падения спроса. Причина — санкции и общее состояние экономики, боязнь людей инвестировать в нестабильный период. Мы этот год в основном занимались реализацией проектов, наработанных до 2015 года. В зиму уходим практически без заказов.
Перспективы на следующий год — активизация рынка. Но только при условии присутствия хотя бы относительной стабильности и отсутствия дальнейшего значительного ухудшения состояния экономики страны (что вполне вероятно). По крайней мере такое впечатление складывается по людям, обращающимся к нам.