Блог

Быть ли корпоративной культуре на земле русской

Наверное, в соответствии с теориями ответ очевиден. Можно заставить, можно убедить, уговорить и т.д. На тему эту написано огромное количество литературы. Перед глазами яркие примеры японцев, всю жизнь работающих в одной компании и готовых в случае чего чуть ли не на харакири ради общего дела. Или американцев, скандирующих речевки и с виду искренне ратующих за свою компанию. В Европе все не так ярко, но есть семейные предприятия Италии, есть педанты немцы без речевок, но очень ответственно подходящих к делу. Есть трудолюбивые китайцы.

ПОХОЖЕ НА ТО, ЧТО ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ МЕНТАЛИТЕТА И СЛОЖИВШЕЙСЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА.

Разговор я этот начал в связи с тем, что сам некоторое время назад практически полностью разочаровался в мероприятиях по укреплению корпоративного духа. Ощущая в то же время, что, пожалуй, это не совсем правильно. 

Был собственный опыт работы на «дядю» (в основном в лице государства и крупных компаний). И потребительское отношение сотрудников к своей компании, придирчиво осматривающих новогодние подарки. Был пример товарища — предпринимателя, регулярно устраивающих корпоративные выезды и попойки, а потом неожиданно вскрывшего группу «предателей». Некоторое влияние на формирование такого взгляда оказало прочтение книги «Жесткий менеджмент» (американского автора), также пропагандирующего подход четких и жестких условий для работников без сантиментов и заигрывания.

На счет собственного мнения по этому поводу — нахожусь в раздумьях. Почему и затеял этот пост. Итак, продолжим.

Зачем вообще нужна эта корпоративная культура и лояльность. Ответ очевиден. Заинтересованный и  верный идеалам фирмы человек эффективнее. Эффективнее чем прожженный наемник (пусть даже и профессионал, при учете что верный тоже профессионал конечно) или загнанный в корпоративные тиски «страдалец» (может быть втайне ненавидящий свою компанию), или просто середнячок исполнитель, с нетерпением ждущий когда же часы пробьют окончание рабочего дня. В тоже время требовать повальной верности и полной отдачи (даже при достойной оплате) невозможно априори. Особенно если фирма крупная. Тем более, что фирма это не религиозная община или клуб по интересам.

Человек должен что то получать взамен. 

Первое оплата. Даже верность самого верного долго не протянет без соответствующей его ожиданиям и ситуации на рынке труда оплаты. Это важнейший стимул и фактор. Соблазн работодателя им и ограничиться (если он, конечно, может эту достойную оплату предложить). В общем то все логично. Я вам достойные деньги, Вы соответствующую работу. И всё. 
Второе, как раз из сферы более идеальной. Это престиж, удобство, межличностные отношения в коллективе, социальные гарантии, принадлежность к определенной группе, спектр решаемых задач, личное отношение именно к этой услуге или продукту.

Теперь об особенностях нашего менталитета и сложившегося отношения к работе. Фактор немаловажный. Тут есть некоторые стереотипы, трактующие наши национальные особенности. Негативные — это лень, неспособность работать не из под палки, неспособность к длительному нудному труду. Это, конечно, крайние оценки. Наверное небеспочвенные. По поводу их развенчания и осмысления написано немало книг и я на это время тратить не буду.
Моя позиция следующая. Если окунуться в глубокую историю и географию, так сложилось, что в основном в аграрной стране для выживания требовалось интенсивное напряжение сил в короткий период между весной и осенью. Да у нас не сложился промышленный капитализм как это было в западных странах. Фактически массово из аграрной страны в промышленную мы стали превращаться при советской власти. И вот оно уже наследие советской эпохи (не только и не столько плохое). Отсутствие развитого потребительского рынка, отсутствие реальных заинтересованных хозяев, замена адекватной оплаты верой в идеалы светлого будущего и т.д.  Отсюда наши слабые стороны в конкурентной борьбе с западом. Ну и конечно слабая сегодняшняя политика в сфере образования, в том числе профессионального, воспитания, подготовки кадров и т.д.

Итак, краткие выводы. Построение корпоративной культуры необходимо (особенно в случае решения долгосрочных задач) с учетом нашей национальной специфики и менталитета. Необходимо достижения баланса между достойной оплатой и прочими факторами, с формированием четких и главное реальной действующих правил игры. Атрибуты этой корпоративной культуры должны соответствовать нашим национальным особенностями идеям самого предпринимателя.