Блог владельца ГК "Русский Дом"

Итоги 2017 года, странное ощущение будущего.

Итоги 2017 года, странное ощущение будущего.

Год столетия революционных событий остался позади. Взяв за правило проводить небольшой анализ прошедшего года с точки зрения нашего дела и собственных ощущений экономической ситуации, не будем нарушать его.

Как ни странно итоги 2017 года оказались положительными. Честно говоря, было ощущение, что спад будет перманентным и бесповоротным. Хотя, конечно, такого не бывает. Циклы присутствуют всегда. Но это не мешает существовать и общей отрицательной тенденции. А таковая, несомненно, присутствует.

Итак, 2017 год оказался гораздо лучше года 2016. Который в свою очередь выглядит дном той кривой, которая пошла вниз с начала 2014 года. Будем последовательны.

Деревянное строительство в 2017 году вышло на докризисный уровень. Что это, всплеск перед дальнейшим падением? По крайней мере, сейчас в пору полного зимнего штиля, ощущение именно такое. Аналогичное зимнее затишье было после кризиса 2008 года и в 2012 году. Они, правда, сопровождались весенним всплеском. В один из сезонов данный всплеск позволил «нагнать» обычный годовой оборот. Многие «винят» приближающиеся президентские выборы, после которых якобы произойдут совершенно неожиданные изменения. Что интересно, затишье полное и во всех секторах строительства: эконом, среднем и даже вип. В то же время, не следует отбрасывать факт общего снижения инвестиционной активности населения. Наверное, все настраиваются на выживание. И понять людей можно. Да, половина клиентов 2017 года были нашими старыми знакомыми, т.е. уже обращавшимися к нам клиентами. Сейчас мы замерли. Тишина гнетущая. Хотя опыт прошлых лет говорит, что работа будет. Будем на это надеяться. В целом стратегия прежняя – не гнаться за объемами, делать только качественно и только с адекватными клиентами, полагаясь на надежных людей. Вот еще: два года мы живем без прораба и не пожалели об этом.

Новое направление по монтажу свай показало себя неплохо. Но совсем не так, как ожидали и хотелось. Об этом я более подробно писал в статье про франшизу. Очевидно, что сроки возврата инвестиций возрастают. Предварительно они составят не менее трех лет, с учетом прошлого года. Услуга оказалась не такой востребованной как планировали. Фактически такие сваи интересны только для «легких» домов (каркас, дерево, отчасти блоки). Основными потребителями также стали строители, работающие на спецусловиях. Сказался и высокий уровень конкуренции как со стороны обладателей аналогичных машин (всего нас оказалось трое в регионе), так и со стороны альтернативных технологий (винтовые и буронабивные сваи).

Порадовала торговля в магазине «Русский дом», где выручка выросла практически до докризисного уровня. Фактически, это подтверждает необходимость развития малого бизнеса в нишевом формате. Что мы в дальнейшем и рподолжим, запуская новую линейку нишевых продуктов в сфере лакокраски.

А вот выручка «Данилы» (стандартного магазина стройматериалов), хотя и не значительно, но снизилась. Но возможно не так, как могло быть, учитывая открытия по соседству «Леруа Мерлен», третьего (правда, небольшого) строительного магазина по соседству, а также активизацию нашего соседа «гиганта» - «Муравейника», запустившего новое здание увеличенного формата (все таки, конкуренция творит чудеса). Очевидно, что реальный путь роста выручки «Данилы», это работа с постоянными клиентами и переманивание таковых от соседей. Последнее в качестве части стратегии декларировалось мной и в прошлом году. Но, к сожалению, ни во что активное не вылилось. В целом же научный подход к управлению торговлей продолжает иметь место быть. Новая, на мой взгляд, более предпочтительная расстановка торгового оборудования и товара уже осуществлена. Продолжается борьба за повышение эффективности складских остатков, путем их прогнозирования, а также снижения количества неликвидов (что в свою очередь повысит оборачиваемость склада). «Данила» и должен быть эффективным магазином формата «возле дома», с небольшим чеком, хорошими ценами и ассортиментом самой востребованной группы товаров. Тогда он преодолеет любые бури.

Ресторан, к счастью остался стабилен. Выручка, снизившаяся после кризиса, хотя и не растет, но и не падает. Уже сложившаяся группа лояльных клиентов, по прежнему, нас поддерживает. Выработалось наше собственное восприятие заведения. Это ресторан с уникальным «деревянным» интерьером, различными фишками (прежде всего в виде Хозяйки и созданным ею интерьером и музеем) и русской домашней кухней. Именно домашней, т.е. добротной узнаваемой, любимой. В этом году в планах рост числа фишек как в кухне так и в дизайне и работе с гостями. Планируем запуск новой закрытой беседки, взамен старой. Она может эксплуатироваться и в холодное время года. Все более оформляется мечта расширения территории ресторана за счет переноса соседнего склада.

Очень порадовала баня, показавшая стабильный рост выручки и числа постоянных клиентов (на коих данное направление банного бизнеса и держится). В то же время успех концепции бани для парения подтвердился и появлением в Саратове комплексов с аналогичным подходом. Мы отвечаем на это экспериментом с введением услуги банщика, еще более усиленной и персонифицированной работой с постоянными клиентами и мыслями о некоем революционном обновлении бани «Деда Мороза».

Большим достижением в этом году является вход в новое здание арендатора в лице сетевого продуктового магазина «Спутник». Будем надеяться на его процветание, но в то же время разрабатываем план Х в случае несостыковок. 2017 год отметился уходом арендатора с внутренней площадки магазина «Данила». Уходом, что еще более печально к соседу и созданию уже упомянутого выше магазина конкурента. Попытки найти нового арендатора, даже на самых золотых условиях (что сложно учитывая общее снижения рынка общестроя) результатом не увенчалась. Будем работать в этом году. Держится пивная сеть. Надеюсь лето в этом году будет более жарким. На территорию ресторана запущен интересный арендатор – производитель ремесленного хлеба. Павда к концу года он временно закрылся (надеюсь, весной вернется).

Теперь общее восприятие экономики. Оно совсем не радостное. Очевидно, что общий покупательский спрос и доходы населения снижаются. Кризис и наша изоляция на международном уровне, общее состояние экономики (снижение конкурентоспособности и эффективности, страшное отставание в инновационных сферах, кадровый голод), жизнь в эру низких цен на нефть, рост госрасходов (оборона, социальные) все это гнетет. Государство все больше закручивает гайки, фактически подминая под себя все основные отрасли и сферы (банки, ресурсы, даже торговлю). Очевидно, что нас (представителей малого бизнеса) ждет рост зарегулированности и увеличение налогового пресса (рост МРОТ, онлайнкассы). Давление со стороны сетей продолжится. Не удивлюсь, если мы возвратимся во времена частых проверок различных органов.

Чем мы можем ответить на это? Я, по прежнему, верю в правильность выбранной нами концепции диверсификации бизнеса. Наша задача наращивать конкурентные преимущества и гибкость каждого направления, быть максимально лояльными с нашими клиентами. И тогда все получится.

Все права защищены.
Поделиться: