Блог владельца ГК "Русский Дом"

Мой опыт приобретения франшизы

Мой опыт приобретения франшизы

Сразу скажу, слепым поклонником франшизы, уверенным, что она решает все проблемы, я никогда не был. Тем более, любого человека, имеющего мало мальский предпринимательский опыт должно насторожить огромное количество франшиз наводнившее рынок и обещающее легкий вход и работу в новом бизнесе. Ниже я постараюсь обосновать критерии подбора реальной франшизы, основанные на моем личном опыте.

Честно говоря, мне хотелось, очень хотелось попробовать поработать по франшизе. Имея некоторый опыт реализации нескольких разнонаправленных предпринимательских проектов, я понимал, как важно иметь уже существующий механизм реализации той или иной идеи, позволяющий избежать подводных камней и огромного количества ранее не учтенных факторов, обрушивающихся на предпринимателя, в особенности, в первоначальный период его деятельности.

О «своей франшизе» я узнал из одного известного журнала, описывающего опыт группы молодых предпринимателей, осуществляющих производство машины для строительных работ и предлагающих приобрести её в качестве франшизы.

Вот здесь и возникает первый вопрос, связанный с приобретением франшизы – её оценка с точки зрения востребованности рынком. Мне сделать это было легче – занимаясь более десяти лет малоэтажным строительством удалось накопить некоторый опыт. Технология была новая и уникальная, но в то же время в принципе известная всем – железобетонные сваи, но для индивидуальных домов. На рынке присутствовали буронабивные и  металлические сваи, традиционные лента и монолитная плита. Хотя продавцы франшизы утверждали обратное, ценовой анализ показал, что железобетонные сваи немного дороже первых и значительно дешевле вторых. Теоретически данные сваи подходили для всех типов жилых домов, что давало право надеяться на значительную емкость рынка. Отсутствие конкурентов вдохновляло. Продавцы говорили о возможности окупаемости за один год.

Как позже оказалось, рынок я изучил довольно поверхностно. Технология оказалась востребованной прежде всего для «легкой» категории домов: деревянных, каркасных и отчасти возводимых из различных блоков. Строителям кирпичных и монолитных домов это было прост неинтересно, ведь они зарабатывали, укладывая десятки кубов бетона в традиционный фундамент. Проектировщики отказывались принимать данный тип свай, поскольку на них отсутствует ГОСТ. Многие строители «легких» домов остались приверженцами уже используемых ими винтовых или буронабивных свай. Для них даже небольшая разница в цене оказалась важна. Сам объем рынка также был не так уж велик. Частных заказчиков было единицы, соответственно основная часть услуг предоставлялась по спецценам строителям.

Уже через неделю я был на производстве, знакомился с руководителями, самим производством и непосредственно с людьми, работающими на такой же машине. Поездка окончательно убедила меня в правильности выбранного направления. Звонки еще паре счастливых обладателей механизма укрепили уверенность. Со стороны производителей было обещано, что франшиза не будет продаваться при определенных условиях в «мой» регион. Единственно, что смутило, производители оговорились, что не могут отказать кому то в продаже машины (даже не продавая франшизу). И это, на мой взгляд, во многом сводит на нет саму франшизу. Так делать нельзя (что в дальнейшем и подтвердило время). Франшиза должна давать её покупателю реальное преимущество. В принципе нельзя продавать идею кому то за франшизу, а кому то просто так и дешевле.

Наш регион оказался впереди планеты всей. Помимо меня машину купило еще двое. Это означало размывание заказов. Попытка формирования единой ценовой политики практически провалилась (что вполне естественно). Как то повлиять на просто приобретателей машины (начиная от ценовой политики и заканчивая созданием зеркал сайта производителя и использования его названия) франчайзер не мог. Опыт показал, что региональная специфика также присутствует и опыт других регионов не всегда можно переложить без изменений. Данная технология оказалась более востребована в северных районах нашей страны, на более болотистых почвах, с большим количеством легкой малоэтажной застройки.

Что входило в мою франшизу. Обучение управлению машиной (якобы более тщательное, чем тех, кто просто покупал механизм), передача механизмов бизнес-процессов и документации, рекламная поддержка (продвижение в интернет). Это было несомненным преимуществом, хотя и не таким серьезным. Позже оказалось, что подобное обучение могли пройти за дополнительные деньги и простые покупатели, а документы за шоколадку скидывала в офисе секретарь. В моей ситуации, полученные мной знания не стоили выплаченных за них денег. Эксклюзивного характера они не носили. Хотя многие фишки в бизнес-процессах оказались востребованы.

Сопровождение франчайзера оказалось весьма посредственным. Реклама в интернет была минимальна (хотя в принципе была), а детали машины можно было купить на свободном рынке дешевле, чем у поставщика (что довольно обидно). А это еще один фактор «правильной» франшизы: франчайзи должен получать грамотное сопровождение, а товары приобретать по действительно выгодным ценам. Утверждалось, что те, кто просто купил машину, не будут поддерживаться технически (по самой машине, проектам, бизнес-процессам). С некоторыми это было действительно так (о чем мне они с обидой рассказывали). Однако, те, кто смог наладить неформальные связи получали все в полном объеме.

Резюме касательно моего опыта приобретения франшизы: о нем как и о любом другом жизненном опыте я не жалею, но денег, которые могли пойти на ускорение окупаемости проекта, жалко.

Если вы все же решили приобрести франшизу, я бы посоветовал следующее:

  • как говорит русская пословица семь раз отмерь, один раз отрежь. Вот с этого принципа и следует начинать. Всегда тщательно и очень тщательно изучайте ваш рынок на востребованность идеи, наличия конкурентов и емкость рынка. Не нужно верить утверждению франчайзера, ведь вы будете вкладывать свои деньги. Идея может быть и не уникальной и скорее всего так и будет, но она обязательно должна быть востребована. Имя и опыт франчайзера имеют значение, но только на это не стоит полагаться. Важен, конечно, опыт людей уже купивших франшизу, обзвоните их как можно больше;
  • условия для всех приобретателей франшизы должны быть одинаковы и прозрачны. Никаких особых условий или тем более возможности приобретать механизм, товар и т.д. без приобретения франшизы быть не должно. Механизм продажи франшизы на территорию также должен быть максимально прозрачен. Вы должны четко понимать, как будет продаваться франшиза на вашей территории;
  • франчайзер просто обязан всегда и во всем помогать франчайзи. Это касается всех аспектов бизнеса: бизнес-процессов, маркетинга, технических вопросов и т.д.
Все права защищены.
Поделиться: